О важном моменте контр-аварийной подготовки

Зачастую программа контр-аварийных курсов строится нехитрым, и, вроде бы, верным образом:
— нахождение оптимальной посадки;
— обучение корректной работе с рулевым колесом (как правило, заканчивающееся на достижении быстрого вращения и отсутствия лишних пересечений рук при перекладываниях);
— переход к отработке маневров по стабилизации машины при сносе передней оси, заносе задней, удержании её в параллельном скольжении, объездам препятствий

Совершенно необходимое занятие, вырабатывающее нужный и верный навык, быстро дающее даже и какое-то чувство автомобиля. Кроме того, человек уже не будет паниковать при скольжении колес, а начнет по мере сил исправлять ситуацию, это чрезвычайно важно.
Но по итогам занятий, научившись ловить автомобиль в заносе, можно так и не понять, как максимально эффективно минимизировать возможность попадания в него.

Как и в спортивной езде [почему логика, необходимая для приличной спортивной езды оказывается верной и уместной и на дороге общего пользования], управляемость базируется на параметрах сцепления шин с покрытием. Работа с перераспределением массы в динамике — важнейший параметр, определяющий распределение загрузки колес и соответственно загрузкам определяющий величину сцепления с покрытием каждого колеса в отдельности.

Отлавливание машины в скольжении — важный и необходимый элемент подготовки, но это уже работа при потере сцепления, часто силовой. Не менее важной задачей контр-аварийной подготовки должна быть постановка навыков ощущения баланса автомобиля до того, как шина начинает работать в зоне увода и, естественно, до начала срыва в скольжение. Навыков, с максимально возможной надежностью позволяющих оставаться в наиболее безопасной зоне работы шин.

Попробуем пояснить на примере:
почему один водитель теряет машину на скорости 80 км/ч в том же повороте, который который другой на такой же машине и таких же шинах проходит на 90 км/ч, при этом с уверенным запасом?
Единственно возможный ответ: произошел момент превышения допустимого бокового усорения, неизбежно возникающего в повороте на одной из осей, после чего последовал её срыв в скольжение.

В деталях же конкретной ошибкой, повлекшей потерю управления, является одно (или несколько сразу) из подобных следующим допущенных событий:
— траектория первой машины содержала слишком резкий излом; хоть скорость была ниже, боковое ускорение за счет меньшего радиуса поворота оказалось значительно выше;
— произошло излишнее наложение зон замедления и поворота, повлекшее разгрузку задней оси уже в повороте (и неизбежное вслед за этим снижение коэффициента сцепления);
— было совершено слишком резкое нажитие на педаль тормоза, вызвавшее дисбаланс машины в начале зоны входа в поворот;
— перед самим входом в поворот было произведено слишком резкое отпускание педали тормоза, "всколыхнувшее", "взболтнувшее" динамический баланс автомобиля. Не было выждано мгновение, позволяющее перераспределиться весу с передней оси на все колёса, чтобы поворачивать на сбалансированном автомобиле, стабильно держащемся за асфальт всеми четырьмя шинами;
— произошло излишнее наложение зон поворота и разгона, повлекшую разгрузку и снос передней оси;
— было допущено попадание наружнего колеса на значительную дорожную неровность, повлекшее, опять же, дисбаланс и потерю сцепления;
— было совершено слишком резкое или чрезмерное руление, вызвавшее срыв передней оси;
— был произведен резкий сброс тяги в повороте, вызвавший занос;
— было совершено слишком резкое или слишком сильное ускорение на выходе из поворота (к вопросу корректной работы с педалью акселератора), вызвавшее силовое скольжение ведущих колес;
— поворот был расположен на возвышенности, траектория второй машины в верхней точке холма была уже выравнена, а водитель первой машины проложил траекторию так, что в вершине холма (после прохождения которой неминуемо следует разгрузка колес и снижение сцепления) еще была активная фаза поворота.

Водитель, не освоивший работу с балансом [фактически, не развивший чувство автомобиля] должен будет вызубрить все эти случаи и инструкции на каждый из них, а в дальнейшем надеяться на то, что ему удастся вовремя вспомнить и применить их. В то время, как умеющий управлять балансом водитель с намного большей вероятностью избегает подобных ошибок как сознательным, так и автоматическим, без приложения дополнительных на то усилий, образом.

© www.driving.od.ua