Что такое основы спортивного вождения, почему знакомство с ними повышает надежность и безопасность вождения, и почему не следует этого знакомства опасаться или избегать

На вопрос «Самый быстрый пилот в мире, скажите, какая траектория прохождения поворота самая правильная?», легендарный Ники Лауда отвечает: «Самая правильная траектория та, которая самая быстрая».

Собственно, зададимся двумя вопросами:
1) По каким траекториям автомобиль способен двигаться быстрее?
2) Почему знание ответа на первый вопрос повышает безопасность именно на дорогах общего пользования при повседневной езде?

Конструкторы одной из немецких марок автомобилей, управляемость которых в профессиональной среде считается по сей день среди переднемоторных заднеприводных машин эталонной, давно не скрывают, что создают автомобиль «от шин». Параметры пятна контакта шины с дорожным покрытием определяют конструкцию и настройку подвески, рулевого управления, тормозной системы, настроек управляющей электроники, в итоге, фактически, всего автомобиля.

Следовательно, и для инженера и для спортсмена задача поиска самой быстрой настройки или траектории — это задача максимально полного и эффективного использования сцепления с покрытием в борьбе с неизбежно возникающими в движении продольными, поперечными и вертикальными ускорениями.

Как можно было бы попробовать сформулировать в этом аспекте задачу водителя на дороге общего пользования, где недопустима и сотая часть риска, неизбежно требуемого на гоночной трассе?
Задача в регулярной езде состоит в том, чтоб стремиться не превышать ускорения, при которых будет использовано больше определенной разумной части [к примеру, четверти] имеющегося в данный момент сцепления конкретных шин конкретного автомобиля [к вопросу обоснованности проведения занятий на автомобиле обучаемого] с конкретным участком дороги.

И получается, что самой лучшей [и самой комфортной, и самой безопасной] и в гражданской езде оказывается самая "быстрая" траектория в разумных границах своей полосы. Ведь чем ближе к ней движется автомобиль, тем большая часть сцепления с дорожным покрытием остается в запасе вне зависимости от абсолютного значения скорости, сколь высокой или низкой она бы ни была.

Это относится и к логике выбора зон торможения и разгона, и, в итоге, самому главному: работе с балансом машины. Стоит для ясности изложения уточнить: само собой, мы не говорим об абсолютных положениях точек начала и конца зон торможения, разгона и поворота колес при поиске самого надежного способа совершения маневра, речь идет о логике подхода к определению их относительного положения.

Знакомство с основами спортивного вождения (включающие как теоретический экскурс, так и занятия на картингдромах, позволяющие провести наглядную и безопасную демонстрацию действий законов физики) является необходимой частью контр-аварийной подготовки, оно дает возможность точнее предположить, а в некоторых случаях безопасно проверить, в каких границах расположен текущий предел сцепления с дорогой.
Водитель обязан уметь достаточно точно предполагать, какова величина сцепление с покрытием в каждый момент движения. Как можно безопасно ездить по обледеневшей или заснеженной дороге не зная, каким окажется тормозной путь в случае необходимости экстренного торможения, на сколько и в какую сторону [к вопросу о важности контроля давления в шинах] будет уводить машину?

Впрочем, не так удивительно, что "логика" быстрого спортивного вождения оказывается в подавляющем большинстве аспектов в принципе и самой безопасной: в обоих случаях мы говорим об оптимальном управлении четырехколесных автомобилей с соизмеримыми площадями точек контакта компаунда покрышек с покрытием, их расположениями относительно друг друга, массами и принципиальными устройствами конструкции. И, естественно, общими воздействующими законами физики*.

© www.driving.od.ua

* По теме автомобильной физики см. Физику Гонок by Brian Beckman.