![]() |
|||||||
|
|||||||
|
На вопрос «Самый быстрый пилот в мире, скажите, какая траектория прохождения поворота самая правильная?», легендарный Ники Лауда отвечает: «Самая правильная траектория та, которая самая быстрая». Собственно, зададимся двумя вопросами: Конструкторы одной из немецких марок автомобилей, управляемость которых в профессиональной среде считается по сей день среди переднемоторных заднеприводных машин эталонной, давно не скрывают, что создают автомобиль «от шин». Параметры пятна контакта шины с дорожным покрытием определяют конструкцию и настройку подвески, рулевого управления, тормозной системы, настроек управляющей электроники, в итоге, фактически, всего автомобиля. Следовательно, и для инженера и для спортсмена задача поиска самой быстрой настройки или траектории — это задача максимально полного и эффективного использования сцепления с покрытием в борьбе с неизбежно возникающими в движении продольными, поперечными и вертикальными ускорениями. Как можно было бы попробовать сформулировать в этом аспекте задачу водителя на дороге общего пользования,
где недопустима и сотая часть риска, неизбежно требуемого на гоночной трассе? И получается, что самой лучшей [и самой комфортной, и самой безопасной] и в гражданской езде оказывается самая "быстрая" траектория в разумных границах своей полосы. Ведь чем ближе к ней движется автомобиль, тем большая часть сцепления с дорожным покрытием остается в запасе вне зависимости от абсолютного значения скорости, сколь высокой или низкой она бы ни была. Это относится и к логике выбора зон торможения и разгона, и, в итоге, самому главному: работе с балансом машины. Стоит для ясности изложения уточнить: само собой, мы не говорим об абсолютных положениях точек начала и конца зон торможения, разгона и поворота колес при поиске самого надежного способа совершения маневра, речь идет о логике подхода к определению их относительного положения. Знакомство с основами спортивного вождения (включающие как теоретический экскурс, так и занятия на картингдромах, позволяющие провести наглядную и безопасную демонстрацию действий законов физики) является необходимой частью контр-аварийной подготовки, оно дает возможность точнее предположить, а в некоторых случаях безопасно проверить, в каких границах расположен текущий предел сцепления с дорогой. Впрочем, не так удивительно, что "логика" быстрого спортивного вождения оказывается в подавляющем большинстве аспектов в принципе и самой безопасной: в обоих случаях мы говорим об оптимальном управлении четырехколесных автомобилей с соизмеримыми площадями точек контакта компаунда покрышек с покрытием, их расположениями относительно друг друга, массами и принципиальными устройствами конструкции. И, естественно, общими воздействующими законами физики*. © www.driving.od.ua * По теме автомобильной физики см. Физику Гонок by Brian Beckman.
|
||||||